KUF-SVO-KUF 2008

22.07.2008 KUF-SVO 5N814 Ту-134 12:45-13:25

23.07.2008 SVO-KUF SU0831 Boeing-737 14:35-17:25

Во вторник я впервые за три года (с октября 2005) полетел. Мне надо было срочно спасать почти 30000 миль на счёте программы для часто летающих пассажиров AirFrance-KLM, Flying Blue. Поскольку полёты на AirFrance мне не светили, оставался «Аэрофлот», мили за полёты на рейсах которого можно зачислить на счёт в AirFrance.

Фото: Андрей Кириллов

Я уже писал о промо-тарифе «Аэрофлота». Вот им я и воспользовался. Самые дешёвые билеты можно было получить за 1200 в один конец плюс сборы. Правда, полететь за 4000-4500 туда-обратно у меня не получилось. Я было забронировал билет, но оказалось, что класс бронирования для зачисления миль недостаточен. Пришлось отказываться от бронирования в офисе «Аэрофлота» (с меня удержали только 37 рублей за бланк билета, который они обязаны выписать, так как на эти рейсы система электронного билета пока не распространялась). Сразу же был забронирован билет за 5700 в оба конца. Как мне потом сказали, билет туда-обратно, приобретённый накануне отлёта, стоил уже более 9000 рублей.

В «Курумоч» я приехал часа за три до вылета на 78 автобусе с Красной Глинки (он ходит с Поляны Фрунзе). Наш аэропорт, конечно, очень провинциальный. Маленький зал ожидания, где в случае часа пик далеко не всем пассажирам хватит места. Туалет внизу, правда, оказался на удивление чистым. Хотя накануне моя коллега доложила смской, что туалет ужасный. Может, женский и ужасен, а в мужском мне понравилось. В «Шереметьево-1» (в зале ожидания на втором этаже перед выходом на посадку) туалет погрязнее и потемнее, да и кабинок меньше.

Перед зданием аэровокзала уже вовсю возводится (и даже местами окрашивается) здание паркинга в несколько этажей. Здание это диссонирует с советским зданием аэровокзала. Такой типовой современный аэропортовый паркинг. Нет, аэропорт у нас в своём духе красивый. Но вся эта мозаика из основного здания, маленького сарая прилета, маленького домика прилёта международных рейсов и глянцевого бизнес-терминала не красит международный аэропорт, позиционируемый как крупнейший в Поволжье. Я вот видел фотографии аэропортов в Новосибирске и Екатеринбурге — современные единые комплексы. А у нас проект полной реконструкции аэропорта растянут аж до 2025 года, если не ошибаюсь.

Кстати, рейс Sky Express из Москвы (и, соответственно, его обратный вылет в Москву) задерживался почти на 3 часа. Возьмите это на заметку, если хотите немного сэкономить. При полёте на Sky Express транзитным пассажирам лучше не бронировать следующий сегмент с малым зазором между рейсами. Некоторые другие рейсы обычных авиакомпаний тоже задерживались, но не более, чем на 10 минут. Тот же аэрофлотовский рейс, который должен был прилететь из Москвы, а потом забрать нас в Москву, вылетел из «Шереметьево» с задержкой в 10 минут, а в Самару прилетел по расписанию.

При проходе в зал регистрации традиционно проверяют паспорт и билет, снова заставляют пройти через рамку металлоискателя. Но здесь уже, в отличие от пункта пропуска на входе в здание аэровокзала, просят снять обувь и ремень. Джинсы удержались! Как сказал мне один из пассажиров, на этот рейс зарегистрировался всего 31 пассажир.

Оба рейса выполнялись дочкой «Аэрофлота» — «Аэрофлот-Норд», хотя на обратный рейс (SU831) анонсировался собственно «Аэрофлот». Также в брони был указан Боинг 737-500 на оба рейса, но потом на рейс туда (SU698 ) был поставлен Ту-134. Здесь есть необъяснимая странность. «Аэрофлот» уже несколько месяцев назад вывел Ту-134 из состава своего флота. Я понимаю, что у дочки эти самолёты ещё остались. Но наш самолёт был выкрашен в новые цвета самого «Аэрофлота», а не «Аэрофлот-Норда». Что ж, я не против Ту-134. Возможно, в последний раз полетал на этой гордости отечественного авиадизайна. Жаль, что не брал с собой фотоаппарат. Да и могли не разрешить фотографировать даже самолёт.

А тот Боинг, который домчал нас обратно в Самару, очевидно, до «Аэрофлота» эксплуатировался где-то в Малайзии или Индонезии. Вот какая надпись красовалась прямо перед моим носом: «Jaket keselamatan di bawah tempat duduk. Pasangkan tali keledar keselamatan semasa duduk» и перевод на английский: «Life jacket under your seat. Fasten seat belt while seated». Конечно, рядом были стикеры с переводом на русский. Но ведь на заводе прилепили именно первую надпись на металлической табличке. Исходя из моего лингвистического чутья, я сделал вывод, что это именно юго-восточная Азия. Ни на один из европейских языков не похоже, а в Азии латиницей пользуются вьетнамцы, малайцы и индонезийцы, плюс, кажется, филиппинцы. Но во вьетнамском есть диакритические значки. Можно также поупражняться в головоломке лингвистических соответствий. Так, например, «duduk» явно похоже на корень со значением «сидеть». Но, с другой стороны, во второй фразе два слова с этим корнем, а «duduk» только один. Или вот по разу в каждой фразе есть слово «keselamatan». А кроме слов с корнем «сидеть» ни одно другое не повторяется в английском исходнике. Лингвисты, помогайте!

И вот я в салоне. Конечно, место у окна. Сразу просмотрел по привычке инструкцию по поведению в чрезвычайных ситуациях. Как ни странно, про спасательные жилеты бортпроводницы не рассказывают. Возможно, раз рейс не проходит над океаном, считается, что жилеты не особенно и необходимы. А так как маски на Ту-134, скорее всего, не предусмотрены, то и их демонстрации не было. Забавно: пассажирам, вылетающим из Самары раздавали леденцы. В Москве не раздают. Что ещё более забавно, леденцы эти обёрнуты в бумажку с логотипом авиакомпании «Самара». Ещё до взлёта предлагают прессу.

Взлетели мы достаточно легко. Сразу скажу, что Боинг из Москвы как-то тяжелее попу поднимал. Полёт проходил на высоте 10000 метров. Под облачностью остаётся земля, а над нами ярко-голубое небо и солнце. Как же я люблю летать! Какое это наслаждение! Жаль только, что полёт длится всего лишь примерно полтора часа.

После набора высоты разнесли еду. На московском рейсе были пластиковые подносы, на которых лежал круассан с сыром-ветчиной, большая конфета, набор (салфетка, влажная салфетка, ложечка, сахар, зубочистка). Предлагали соки, воду, чай или кофе на выбор. Я традиционно выбираю томатный сок и чай. Круассан, конечно, маловат и утолить небольшой голод не способен. А вот во время обратного рейса тот же круассан и набор раздавали в очень милых полупрозрачных пластиковых боксах, где лежала и маленькая коробочка с яблочным соком. Так и хотелось утащить бокс с собой. А вот других соков не предлагали, только воду или чай. Кофе было в пакетиках в боксе.

Незадолго до приземления в Москве в салоне ощутимо запахло сигаретным дымом. Мы с  попутчиком ещё удивились и размышляли, то ли кто-то внаглую курил в туалете, то ли пилоты курили у себя в кабине. Рейсы вообще-то некурящие.

Приземлились мы, конечно, в «Шереметьево». В первом, отечественном, терминале, как и в Самаре, никаких рукавов нет — пассажиры доставляются от самолёта и к самолёту на автобусах. Автобусы выглядят посолиднее и современнее курумочских МАЗов. А вот в новом терминале C, который обслуживает, преимущественно, рейсы в страны СНГ, так же как и в «Шереметьево-2», конечно, есть рукава. Издалека даже рассмотрел рукава (правда, пока «опущенные» своим концом на землю) нового терминала — «Шереметьево-3», куда «Аэрофлот» и его партнёры по Sky Team собираются перенести свои рейсы в начале 2009 года.

От «Шереметьево» до города можно добраться на маршрутках до метро «Речной вокзал» за 60 рублей. Все маршрутки — Ford Transit — вместительнее икомфортнее наших газелей. Они подъезжают к остановке одна за другой. А очередь не уменьшается, пополняясь прилетевшими другими рейсами. Также можно воспользоваться городским автобусом 851 маршрута до метро «Речной вокзал» или 817 (до метро «Планерная»); автобусы курсируют с 5:45 до 00:30. Стоимость проезда — 17 рублей, но при выезде из аэропорта билет придётся приобретать у водителя уже за 25 рублей. Автобусы ходят регулярно с достаточно маленькими интервалами.

Я понимаю, что через «Курумоч» проходит многократно меньший поток пассажиров. Но всё же обидно, что у нас на выбор только один маршрут, который курсирует раз в час и не до глубокой ночи. Правда, теперь есть и 137, но ведь проезд там не по расценкам городского транспорта. А маршрутка не подъзжает к аэровокзалу, представляет из себя маленькую газельку и не ориентирована именно на перевозки аэропорт-город.

На выходе из «Шереметьево» пришлось снова пропустить рюкзачок через рентгенустановку и пройти чеерз металлоискатель. Странно. Пассажиров дважды проверили перед вылетом. Зачем на выходе из зала прилёта проверять? (На выходе из зала вылета не проверяют.)

Решил за компанию с попутчиком проехаться на маршрутке. Правда, 60 рублей намного больше 17, но в приятной компании не жалко. И вот я у метро «Речной вокзал», но это уже другая история.

А на обратном пути я решил воспользоваться киоском саморегистрации «Аэрофлота». Две попытки окончились неудачей. Я обратился к представителю компании, и она любезно пошла проверить киоск, потом выписала мне посадочный талон на стойке регистрации и сказала, что я могу уже пройти в зал ожидания, хотя регистрация ещё не начиналась. Пожелав мне счастливого полёта, женщина удалилась. А я ещё несколько секунд оставался под впечатлением от такой любезности. И ни грамма тона одолжения или разговора «через губу», который можно было бы ожидать от нашего сервиса.

Взлёт и посадка прошли прекрасно. Но в Самару мы начали снижение рановато. Пролетели над самым центром Ульяновска, точнее, над самим Ульяновском (с высоты там не только центр виден). Видел строящийся новый мост. Осталось установить только крайние пролёты с двух сторон. Пилот, наверное, обходил грозовые облака за Ульяновском (красивая радуга была) и, слегка петляя, снижался быстро. В результате у меня нестерпимо болели уши, а посадка произошла чуть ли не на полчаса раньше расписания. Даже после того, как самолёт подрулил к месту стоянки, мы вышли из самолёта и доехали до зала прилёта (шедевр совкового аэропорта), под завязку забитый водителями такси (я бы их всех выгонял принудительно), до времени посадки по расписанию оставалось минут 10.

На обратном пути в город меня подвёз всё тот же попутчик: удачно совпали рейсы. Трасса в Самару (не через Волжский) — это позорище. Кое-где одна из полос обновлена простым асфальтом, который придётся скоро обновлять. А так, неровность старого асфальта, заплатки, широченная нейтральная полоса при всего лишь двух узких полосах в каждую сторону для самого транспорта.

Всё прекрасное когда-то подходит к концу. Сейчас, через сутки, те полёты кажутся уже такими далёкими. И снова хочется в полёт. А лучше в несколько полётов и подальше.